ГОУ РК «РЦО» Лозымский филиал и УКП
«РДБ»
Рекомендации по построению урока с
позиций здоровьесберегающих
технологий 
1.
Гигиенические условия в классе: чистота,
температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски,
наличие неприятных звуковых раздражителей и т. п.
2.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем (норма - 4–7 видов за урок).
3.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
(норма 7–10 минут).
4.
Число использованных учителем видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и др.). Норма – не менее 3-х видов за урок.
5.
Чередование видов преподавания не
позже чем через 10–15 минут.
6. Использование методов, способствующих
активизации инициативы, творческого
самовыражения учащихся.
К таким методам относятся:
– методы
свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа,
выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т. д.);
– активные
методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в
группах, ролевая игра, дискуссия, ученик-исследователь и др.);
– методы
самопознания и развития (интеллекта,
эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.
7. Длительность применения технических
средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами.
Время
непрерывной работы за компьютером не должно превышать:
o для учащихся I классов (6 лет) - 10
минут;
o для учащихся II-V классов - 15 минут;
o для учащихся VI-VII классов - 20
минут;
o для учащихся VIII-IX классов -25 минут;
o для учащихся X - XI классов:
-
на первом часу учебных занятий - 30 минут;
-
на втором часу - 20 минут.
8.
Умение учителя использовать показ видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса
к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных,
так и воспитательных задач.
9.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
Степень
естественности позы школьников на уроке – хороший индикатор психологического
воздействия учителя, степени его авторитаризма.
10.Физкультминутки, физкультпаузы (норма – на 15–20 мин. урока по 1 мин. из
трех легких упражнений с 3–4 повторениями).
11. Включение
в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым
образом жизни:
o формирование отношения к человеку и его
здоровью как к ценности;
o выработка понимания сущности здорового образа
жизни;
o выработка индивидуального способа безопасного
поведения;
o обсуждение возможностей и последствий
выбора того или иного поведения и т. д.
Умение
учителя подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из
критериев его педагогического профессионализма.
12.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке.

При составлении буклета
использованы материалы И. К. Смирнова,
зав. кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья
АПКиППРО
13.
Благоприятный психологический климат на уроке. Заряд
позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяют
позитивное воздействие школы на здоровье. 14.
Наличие на уроке микро-конфликтов между учителем и учащимися (из-за нарушений дисциплины, несогласия с
отметкой). Умение
учителя предупредить такие ситуации, грамотно их нейтрализовать - отражение его
способности управлять учебным процессом. 15.
Преобладающее выражение лица учителя - различные проявления доброжелательности или недоброжелательности,
улыбчивости – угрюмости, эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные шутки,
использование юмора, поговорок, афоризмов, музыкальных минуток. 16.
Итоговая плотность урока,
т. е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную
работу (рекомендуемые показатели – от 60 до 80 %). 17.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (определяется в ходе наблюдения за
возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной
работы. Норма – не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока. 18.
Темп и особенности окончания урока. Нежелательные
показатели: o неоправданно быстрый темп, «скомканность»
заключительной части урока; отсутствие
времени на вопросы учащихся; o недопустима задержка учащихся в классе
после окончания урока. Завершение
урока должно быть спокойным, чтобы учащиеся имели возможность задать учителю
вопросы, а учитель мог прокомментировать задание, попрощаться со школьниками. 19. Интегральным показателем
эффективности проведенного занятия можно
считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: o на
одном полюсе – спокойно-деловое, удовлетворенное состояние учащихся;
o на
другом– утомленное, растерянное, агрессивное,
«взвинченное».
Составители: учитель химии Вербина В.Д.,
методист УКП «РДБ» Стефанова Л.М. |