Немного о себе… Любой ребёнок имеет право на бесплатное образование, даже если он временно не способен обучаться в обычной школе по состоянию здоровья. Поэтому одним из направлений работы государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Республиканский центр образования» стало обучение детей, находящихся на длительном лечении в государственных медицинских организациях Республики Коми. Республиканский центр расширил поле образовательной деятельности: до января 2009 года обучение охватывало лишь несколько отделений Республиканской детской больницы, кардиологический и противотуберкулезный диспансер, противотуберкулезный санаторий, где обучались по общеобразовательным программам дети, находящиеся на длительном лечении. Теперь получили возможность учиться и школьники, проходящие лечение в ГАУ РК «Санаторий Лозым», ГУ «Коми республиканская психиатрическая больница», ГБУЗ РК «Детский санаторий «Кедр», ГУ РК «Детский противотуберкулёзный санаторий «Кажим». Полноценная образовательная среда в Республиканском центре образования стала частью сложного комплекса медицинской и психолого-социальной реабилитации ребенка. Важно, чтобы дети получали не только качественное лечение, но и всестороннее развитие. Находясь в клинике долгое время, ребенок пропускает занятия в своей школе, неизбежно чувствует себя оторванным от жизни; нарушается привычный ритм и стиль жизни и обучения, меняются стереотипы поведения, отношение к учителю, к учебе и игре. Помочь детям наверстать пропущенный материал, устранить пробелы в знаниях, помочь не отстать от своих одноклассников в освоении программного материала – главная задача, которая стоит перед учителями ГОУ РК «РЦО». Организация обучения детей в условиях стационара отличается от привычного образовательного процесса в школе. Занятия в школе проходят в две смены (до обеда и после тихого часа) пять дней в неделю. Ребята на уроки собираются в классы-комплекты от 4 до 15 человек или занимаются индивидуально. Состав классов-комплектов постоянно обновляется, ребята приезжают из разных уголков Республики Коми, уровень подготовленности разный. Практика показывает, что учиться вместе и легче, и интереснее, и эффективнее. Учителя отмечают, что при этом наилучшим образом формируются коммуникативные умения и навыки. Специфика педагогической деятельности в клинике предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке учителей. От педагога требуется очень многое: необходимо идти на контакт не только с ребёнком и его семьёй, но и с лечащими врачами, со всем медицинским персоналом. При зачислении в школу учитываются особенные потребности каждого ребенка. Педагог, работающий в клинике, должен уметь мастерски проявлять гибкость в использовании индивидуального подхода. Собирая ребят на время обучения в классы-комплекты, учителя скрупулёзно изучают индивидуальные особенности каждого ученика, выявляют его склонности и увлечения, возможные пробелы в знаниях, их таланты. Опора на позитивные качества личности ребёнка, укрепление веры в свои силы, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания – всё это способствует успешному вовлечению каждого ребёнка в учебную деятельность. Учителям, работающим в ГОУ РК «РЦО», необходимо знать специфику работы с больными детьми, уметь применять в своей практике здоровьесберегающие технологии и методы лечебной педагогики, которые дают позитивные результаты в практической жизни. Обучение и воспитание в Республиканском центре образования строятся так, чтобы вернуть длительно болеющему и находящемуся в изоляции ребенку положительное мироощущение и оптимизм, способность адаптации к прежним условиям жизни. Таким образом, объединение медицинской, психологической и педагогической работы по лечению и реабилитации – это особая методологическая установка, присущая Республиканскому центру образования, дающая возможность получить максимально положительный результат в исцелении больного ребёнка. |