18 октября 2018
года в рамках Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» учителем начальных
классов Колесовой И.В. в детском отделении Республиканского
противотуберкулёзного диспансера был проведён открытый урок литературного
чтения в 1-3 классе-комплекте.
Учащиеся
параллельно изучали темы «Анализ сказки В.Сутеева «Яблоко» (1 класс) и «Анализ
лирического стихотворения С.А. Есенина «Нивы сжаты…» (3 класс).
Тип урока – урок
открытия новых знаний.
Урок соответствовал
требованиям ФГОС, был построен с позиции системно-деятельностного подхода,
который предусматривает организацию активной учебной деятельности учащихся, и
был направлен на достижение трёх групп результатов.
Предметные
результаты данного урока предусматривали развитие умения читать текст,
анализировать его с позиции лингвистических особенностей, определять авторский
идейный замысел.
Метапредметные
результаты направлены на формирование и развитие познавательных, личностных и
регулятивных универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
- общеучебные:
смысловое чтение, поиск и выделение информации, структурирование знаний,
знаково-символические действия, направленные на умение моделировать и
интерпретировать модель;
- логические:
анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, подведение под
понятие, выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство; постановка и
решение проблем: самостоятельное формулирование проблемных вопросов и создание
способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностный
результат также связан с развитием личностных УУД:
-
смыслообразование: развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- нравственно-этическая
ориентация: развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной
отзывчивости.
Регулятивные УУД
связаны с развитием умения принимать и сохранять учебные задачи и планировать
свою деятельность: учебную и читательскую.
Коммуникативные УУД
связаны с развитием умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, организовывать
сотрудничество в позиции «ученик – ученик», «ученик – группа учеников» и «ученик – учитель».
На уроке
литературного чтения органически сочетались два вида деятельности: учебно-
познавательная и читательская. Для эффективного усвоения учебного материала
были использованы современные образовательные технологии: технология
формирования типа правильной читательской деятельности Н.Н.Светловской,
технология проблемно- диалогического обучения (ПДО) Е.Л. Мельниковой, ИКТ, а также методики и
отдельные методические приемы системы развивающего обучения Л.В.Занкова,
системы «Школа 2100» (научный руководитель А.Н.Леонтьев), начального
литературного обучения В. Левина, системы «Начальная школа 21 века»
Н.Ф.Виноградовой.
Организационный
момент урока был связан с включением учащихся в учебную деятельность
и созданием эмоционального настроя.
На этапе мотивации и целеполагания учащиеся по ключевым
словам определяли тему урока, формулировали проблему изучаемых произведений.
На этапе работы с
текстом учащиеся читали художественный текст, объясняли значение непонятных слов,
с помощью озвучивания возникающих вопросов вступали в «диалог с автором».
Учащимся первого класса было предложено восстановить порядок появления героев в
сказке. Третьеклассники проводили стилистический эксперимент, работая с
существительными, характеризующими
осеннюю природу.
Итогом урока было формулирование
учащимися выводов, которые являются ответом на вопрос: «Какую мысль хотел
выразить автор этим произведением?»
На этапе рефлексии учащиеся провели самооценку своей деятельности по предложенному
алгоритму: цель - результат.
Коллеги,
присутствующие на уроке, отметили творческий подход учителя при подготовке урока, разнообразие использованных
технологий, методов, приёмов, активную работу учащихся на уроке.
 |