Рекомендации по сокращению и устранению избыточной
отчётности учителей
В связи с многочисленными
обращениями учителей о растущей отчётности, не связанной с их должностными
обязанностями, вопрос о её сокращении был рассмотрен на заседании
Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. под
руководством Президента Российской Федерации В.В. Путина. По итогам заседания
Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации поручено принять меры по уменьшению нагрузки учителей,
связанной с составлением ими отчётов, ответов на информационные запросы,
направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней
отчётности образовательных организаций.
Во исполнение поручения
проведён анализ документооборота образовательных организаций, реализующих
программы начального, основного и среднего общего образования (далее - школы),
с привлечением общественности и экспертов, в том числе из числа руководителей и
учителей школ. В результате анализа выявлено избыточное количество документов, разрабатываемых
и принимаемых школой, отсутствие контроля за актуальностью информации,
находящейся в открытом доступе, применение нерациональных и (или) морально
устаревших форм документооборота школы (в том числе электронного
документооборота), дублирование бумажных и электронных форм документов и
информации, а также принуждение учителей к выполнению обязанностей, относящихся
к должностным обязанностям администрации или иных работников школ.
В соответствии с частью 1
статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) образовательная организация
обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении
образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности,
разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным
законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом
образовательной организации.
В соответствии с Федеральным
законом школа должна иметь (предоставлять) следующие основные документы:
·
основную
образовательную программу, включающую результаты освоения образовательной
программы, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и
методические материалы;
·
программу
развития школы (по согласованию с учредителем);
·
список учебников
в соответствии с утверждённым федеральным перечнем учебников, а также учебных
пособий, допущенных к использованию при реализации образовательных программ
школы;
·
государственное
(муниципальное) задание на оказание услуг и (или) работ;
·
план
финансово-хозяйственной деятельности школы;
·
ежегодный отчёт
учредителю и общественности о
поступлении и
·
расходовании
финансовых и материальных средств, а также отчёт о результатах самообследования;
·
коллективный
договор, правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего
трудового распорядка;
·
штатное
расписание;
·
распорядительные
акты о приёме на работу работников, трудовые договоры, должностные инструкции;
·
распорядительные
акты о приёме обучающихся в образовательную организацию;
·
договоры об
образовании в случае приёма на обучение по образовательным программам
дошкольного образования или за счёт средств физических и (или) юридических лиц,
предшествующие изданию распорядительного акта о приёме лиц на обучение в школу;
·
документы,
отражающие осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся (журнал и дневник);
·
распорядительные
акты школы о поощрении обучающихся в соответствии с установленными образовательной
организацией видами и условиями поощрения;
·
документы об
организации социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего
выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
·
бланки документов
об образовании и (или) о квалификации, медали «За особые успехи в учении»;
·
учредительные
документы школы: устав, лицензию, свидетельство об аккредитации, свидетельство
о постановке на учёт юридического лица в налоговом органе, свидетельство о
внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельство
о государственной регистрации права.
Ведение указанных документов,
размещение их на сайте школы, создание и ведение сайта школы является
обязанностью администрации школы.
В соответствии с пунктом 1 части
1 статьи 48 Федерального закона учитель должен иметь утверждённые рабочие
программы по предметам, модулям, дисциплинам для реализации образовательных
программ.
Участие учителей в
формировании отчётной документации школы определяется должностными
обязанностями, предусмотренными трудовыми договорами и должностными
инструкциями, положения которых не могут противоречить Федеральному закону,
трудовому законодательству, коллективному договору и соглашениям.
В качестве основы для
разработки должностных инструкций учителей до вступления в силу соответствующих
профессиональных стандартов применяются квалификационные характеристики,
утверждённые приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования» (с изменением, внесённым приказом Минздравсоцразвития
России от 31 мая 2011г. № 448н).
В соответствии с указанными
квалификационными характеристиками, должностные обязанности учителя
предусматривают ведение контрольно-оценочной деятельности с использованием
современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных
технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала
и дневников обучающихся).
Помимо этого при выполнении
учителем функций классного руководителя рекомендуется включать в обязанности
учителя формирование документации, связанной с ведением классного журнала,
выполнением соответствующего плана работы.
Обращаем внимание, что
выполнение учителем обязанностей администрации школы, составление отчётности,
разработка и актуализация документов, за исключением документов, ведение
которых учителем напрямую предусмотрено федеральным законодательством и (или)
трудовым договором и должностными обязанностями, осуществляется за дополнительную
оплату, размер которой определяется по соглашению сторон, и исключительно на
добровольной основе с письменного согласия учителя.
Кроме того, для устранения
избыточной отчетности и документооборота рекомендуется.
Актуализировать и утвердить
на уровне школ номенклатуры дел (документов) со сроками их оборота и хранения,
с определение ответственных должностных лиц.
Исключить дублирование
документов и информации на электронных и бумажных носителях.
Органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в
сфере образования, провести мониторинг официальных сайтов школ, актуализировать
информацию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального
сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и формату представления на нем» (в редакции приказа Рособрнадзора от
2 февраля 2016 г. № 134). Реализовать информационные и обучающие мероприятия
для лиц, ответственных за работу с сайтами, информацией и документами.
Органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в
сфере образования, учредителям школ реализовать меры по исключению собственных
запросов информации, находящейся в открытом доступе, используя автоматизированные
средства сбора информации с сайтов школ, использование информационных систем с
«персональными кабинетами» школ для снижения информационной нагрузки.
Органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в
сфере образования, администрациям школ исключить запросы информации и
документов от учителей в связи с прохождением ими аттестации, не
предусмотренных приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об
утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников
организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее — приказ №
276).
Для исключения требований о
составлении учителями отчётной документации при проведении аттестации
систематизировать и обновлять для самостоятельного использования
аттестационными комиссиями и (или) специалистами необходимую информацию, на
основе которой в соответствии с пунктами 36, 37, 38 приказа № 276
устанавливаются квалификационные
категории педагогическим работникам, а также осуществляется оценка профессиональной
деятельности, соответствующая направлениям их работы.
Помимо этого информируем, что
на федеральном уровне принимаются следующие меры.
В соответствии с Федеральным
планом статистических работ, утверждённым распоряжением Правительства
Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р, осуществляется модернизация
отраслевой статистики: вместо 5 первичных форм, собираемых в настоящее время и
11 формируемых на их основе сводных форм, предполагается сбор только двух форм,
включающих сведения о контингенте обучающихся и деятельности образовательных
организаций.
Минобрнауки России приняты
изменения в федеральные государственные образовательные стандарты начального,
основного и среднего общего образования в части снижения числа обязательных
разделов рабочей программы по предметам, модулям, дисциплинам с восьми до трёх.
Реализуется перевод
государственных услуг в области лицензирования и аккредитации в электронный вид
и внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного
контроля (надзора) для снижения административной нагрузки на образовательные
организации в целом, и в особенности на образовательные организации со
стабильно высокими показателями качества образования.
Минобрнауки России для
исключения внешних запросов информации и документов от образовательных
организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации
размещены в открытом доступе, направлены соответствующие письма в федеральные
органы исполнительной власти.
В дополнение сообщаем, что в
2015 и 2016 гг. ФГАУ ГНИЙ ИТТ «Информика» (http://www.informika.ru) (далее -
«Информика») по заказу Минобрнауки России осуществлена разработка и пилотное
внедрение информационно-коммуникационной платформы для систематического сбора и
обработки данных с уровня школ. «Информика» осуществляет консультирование по
вопросам разработки и внедрения соответствующих решений.
Минобрнауки России и
Общероссийский Профсоюз образования просят довести настоящие рекомендации до
сведения учителей, первичных профсоюзных организаций, а также разместить их на
официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, официальных
сайтах школ и региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского
Профсоюза образования в сети «Интернет».